ЧУВАШСКИЕ УЗОРЫ
Все, что требовалось в хозяйстве, в старину крестьянин делал сам, силами своих домочадцев. Сам же заботился о сырье. Человеку, скажем, всегда нужна одежда, не обходился он без подстилок, одеял, без пологов, мешков и прочего. Все это создавалось дома своими руками.
У чувашей ткачеством занималась главным образом женщина. Семью одевала она. Невестились дочери. Для них готовилось приданое. Выйдешь замуж, в новой семье некогда будет ткать сурбаны. И всякую всячину невеста готовила еще в девичестве. У дочки богача, говорят, количество сурбанов доходило до ста, бедная девушка имела в три раза меньше. 20—25 рулонов холста в укладке считалось большим богатством.
— Да, ткали много, — вспоминала Мария Алексеевна Клоченкова, жительница деревни Вурманкасы Чебоксарского района. — Пока снег лежал, мы торопились отбелить холсты. Полотна расстилали на снегу. Оглянешься — кругом белым-бело, будто холсты со всего мира собраны здесь. У меня самой рулон состоял из сорока метров холста, отбеливала весь, не разрезая.
Ткачество было одним из сильно развитых домашних промыслов. Холст — сугубо ручная работа. Недаром низовые чуваши (анатри) называют его «ал туни», т.е. сделанное руками. В «Словаре чувашского языка» профессора Н.И. Ашмарина говорится: «Ал туни, linteorum varia genera manu confecta. Самотканый холст. (Имен., Турх.) Всякая ткань, сотканная руками (Шорк.), Имен. Ал туни кёпе, рубаха из самотканки».
Ткачество — древнее искусство. Когда, с чего оно началось — ученые объясняют по-разному. В.И. Неелов, например, в книге «Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин», рассказывая о древних временах, когда человек научился плести из травы, тростника, молодых побегов кустов и деревьев, утверждает, что их первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины были первыми текстильными изделиями.
Нетрудно заметить: вертикальные и горизонтальные лозины корзины переплетаются друг с другом так же, как и нити основы и утка холстов.
«Сначала человек научился ткать, а когда открыл прядильную способность таких растений, как крапива, лен, конопля, начал и прясть», — говорит ученый. В книге своей он рассказал о найденной в 1961 г. при раскопках древнего поселения — турецкого поселка Чатал-Хююк льняной ткани. Это самая старая в мире ткань, изготовленная около 6500 лет до н.э.
Как и другим многим народам, чувашам ткачество было известно давно, В связи с изучением общественного строя и хозяйства населения Чувашского Поволжья в I тысячелетии н.э. в 1958—1959 гг. в городище Ножа-Вар были предприняты археологические раскопки. Найден конусообразный предмет, напоминающий рыбацкое грузило. По мнению исследователя Н.В. Трубниковой, этот предмет относился к ткацкому оборудованию, их привязывали к нитям основы ткани для натяжения. К тому же тут нашли пряслице...
О чувашском народном ткачестве написано немного. Изучение культуры и быта народов России началось во второй половине XVIII в. Ученые-путешественники оставили краткие записи о холстах, нарядах с прекрасной вышивкой.
Позднее, во второй половине XIX в., А.Ф. Риттих в «Материалах для этнографии России: Казанская губерния» отмечал: «Ткут весьма крепкого качества полотно из льна и конопли высокого достоинства, чем местные русские по своей прочности и плотности».
В 1928 г. в Чебоксарах вышла в свет монография профессора Н.В. Никольского «Краткий курс этнографии чуваш»6. В истории Чувашии это было первое исследование, которое знакомило читателя с приемами обработки волокна, прядения, изготовления основы ткани, с ткацким оборудованием и др., сопровождая объяснения рисунками. Это сочинение вошло в I том Собрания сочинений Н.В. Никольского, изданного в 2004 г.
В 1960 г. был издан альбом «Чувашское народное изобразительное искусство». Его авторы ленинградские искусствоведы Г.А. Никитин и Т.А. Крюкова еще в 30-е гг. прошлого века много раз приезжали в Чувашию. Альбом подробно знакомит с разными тканями чувашей. Авторы особо отмечают холсты Янтиковского, Яльчикского, Шемуршинского районов. «Чуваши ткали ткани и с более сложной орнаментацией. Эти ткани настолько своеобразны, настолько характерны только для чувашей, что говорит о самобытности у них и этого искусства, о художественных традициях, весьма скоро установившихся в этой области».
После Великой Отечественной войны жизнь постепенно налаживалась. В торговлю поступали хорошие дешевые ткани, готовая одежда, белье. Ручное ткачество в селах начало постепенно замирать. Но бережливые хозяйки не торопились выбрасывать ветхое старье, рвали его на ленточки и ткали прекрасные половики и кошмы. На этом ткачество приостановилось, в новых домах станки не понадобились. Прошел период холщовых рубашек, худо-бедно, но появилась возможность приобрести хорошие ткани, постельное и носильное белье.
Домотканый холст уходит в прошлое. Давно настало время в государственном масштабе позаботиться о сохранении и развитии искусства чувашского народного ткачества. Плохо ли свой дом, свою квартиру и даже присутственные места одеть в современные ткани, пользоваться столовым бельем и другими видами текстильных изделий, изготовленных с использованием чувашских народных традиций ткачества.
Искусство ткачества еще живо. В селах и городах есть мастерицы, влюбленные в это дело. Многие из них — народные мастера. Эти люди с душой художника владеют секретами мастерства старших поколений, охотно помогают желающим научиться ткать. В Доме народного творчества возрождается лаборатория ткачества. В крошечной лаборатории факультета дизайна Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова копошатся девчата: студентки учатся ткать.
На ухабистых дорогах истории могло исчезнуть немало видов ткачества. Эта книга — попытка рассказать хотя бы о сохранившихся до наших дней. Меня учили старые мастера, и я глубоко благодарна им за это.