Основное меню





Тканье на дощечках.

Если чуть приподнять серебряные монеты на старом хушпу женщин анатри, будет видна тесьма, из которой сшита основа головного убора. «Их ткали на доске для пояса», — объяснили мне пожилые. Дощечки квадратной формы с отверстиями на уголках называли «пидиххи хами». На хушпу ясно видно то, что тесьму ткали на 16 дощечках, основа состояла из 64 шерстяных ниток, уток — конопляная крученая нитка.

Дощечки были известны еще в эпоху неолита. В Белоруссии, например, найдены дощечки размерами 10x10 см. Это ткацкое устройство дожило до наших дней.

Дощечки, на которых ткалась тесьма для хушпу, были размером 6x6 см, такими пользуются и в настоящее время. Раньше их делали из древесины яблони. Фанера на дощечки не годится, шершавые края ее цепляют нитку. Их делают из оргстекла или другой легкой пластмассы. Толщина дощечки не должна превышать 2 мм. Мастера могут использовать до 30 дощечек. Они все должны быть одинаковыми, углы и края округлены. Диаметр отверстий — 5 мм.

Тканьем на дощечках занимаются многие народы, у всех одни и те же приемы работы. Кому принадлежит тот или иной поясок, удается определить по расцветкам. В Латвии их ткут из золотисто-желто-коричневых ниток, немцы любят пояски в белую и зеленую клетку. У марийцев края тесьмы почти всегда бывают бордовые. У чувашей они оранжевые.

Названия дощечек разные в разных местах. В Аликовском районе дощечка — «турпас». У верховых есть и другие названия: «хёд», «хыд». Пояс у них называется «шарадла пилёкди».

В старину материалом также служили тонкие крученые шерстяные нитки. Ткали и из разноцветных хлопчатобумажных катушечных ниток темных тонов. В настоящее время больше ткут из ниток ирис. Капроновая пряжа не ценится, она ворсится при соприкосновении с другими нитками и при тканье неравномерно натягивается.

Чем больше дощечек, тем шире получается поясок. Если задуман поясок длиной 120 см, длина основы должна быть не менее 150 см, потому что во время тканья основы идет усадка.

Мастерица по узору высчитывает нужное количество нитей тех и других цветов, необходимых для работы, нарезает их вдвое длиннее основы будущего пояска, складывает пополам и прикрепляет к гвоздю или крючку в стене. Дощечку держит перед собой, сзади вдевает один конец нитки в первое нижнее отверстие, второй конец — во второе нижнее отверстие. Берет вторую пару концов ниток и в таком же порядке пробирает в верхние отверстия дощечки.

Крайние полоски пояска шире других, поэтому мастерица и вторую дощечку заправляет нитками так же, как первую, складывает дощечки так, чтобы нитки оказались лицом друг к другу. В этих двух дощечках, скажем, нитки оранжевые, а для черной, желтой, зеленой полосок возьмем по одной дощечке, заправляя по четыре нитки в дощечку.

По середине пояска должна пройти долевая полоска — пестрая, сине белая, для нее нужны будут две дощечки: как в первую, так и во вторую нижние отверстия надо пробрать по две синие, в верхние по две белые. Нитки этой пары тоже должны лечь лицом друг к другу. Так же пробираются нитки второй половинки пояса.

Закончив проборку нитей основы, осторожно берут в руки кучку дощечек и перевязывают их, чтобы не перепутались. Мастерица нарезает нитки длиной по 60—70 см для утка, приготавливает линейку или деревянный ножик, подпоясывается, садится на стул. Подравнивает концы ниток основы, привязывает к своему пояску, развязывает дощечки и натягивает основу. Процесс тканья заключается в следующем. Сразу видно, что нитки, выходящие из верхних и нижних отверстий дощечек, образуют зев. В него вкладывается уточная нить до ее половины, затем мастерица берет все дощечки в обе ладони и поворачивает их к себе на 90°, линейкой или деревянным ножиком, в крайнем случае ножницами, прибивает ближе к узелку; затем одну половину уточной нити, введя в зев, направляет влево, другую — вправо, поворачивает дощечки, прибивает уточные нити к опушке пояска, в этот раз немного подергивает уточные нитки, чтобы край пояса был ровный. Так этот цикл продолжается до тех пор, пока нити основы за дощечками не перекрутятся и станет трудно работать. Тогда мастерица, сделав одну прокидку, дощечки начинает поворачивать в другую сторону от себя. Конечно, в том месте, откуда начинали поворот дощечек в другую сторону, остаются заметки — «кудпалли». Чтобы их не было, мастерица крепко завязывает дощечки и снимает основу с гвоздя, чтобы раскрутить каждую пару ниток.

Народ талантлив. Мастера придумывали остроумные приемы создания узоров для поясков. Например, на ширине изделия мастерица помещала четыре клетки, разделенные по диагонали пополам на оранжево-черные и тканного на дощечках.

Секрет прост: в первую дощечку пробирают 1 оранжевую и 3 черные, во вторую 2 оранжевые и 2 черные, в третью — 3 оранжевые и 1 черную нитки. В этот раз дощечки складывают как бы спиной друг к другу, нитками в одну сторону, скажем, влево. По тому же принципу заправлялись три следующие дощечки с той разницей, что нитки в дощечках будут склонены то вправо, то влево.

Какую-нибудь простенькую пробранную основу хочется чем-нибудь обогатить. Мастерица для начала делает четыре прокидки, т.е. дощечки поворачиваются на все 360? Затем мастерица вторую с края дощечку переставляет через одну дощечку, так же с другого края; прокидывая уточные нитки, делает 4 оборота. После этого дощечки переставляются на старые места; через 4 оборота снова переставляются через одну — и так до конца работы. Поясок с лица и изнанки будет украшен небольшими полукружиями по краям.

Есть такая детская забава: берут одну дощечку, вдевают в нее разноцветные нитки, прикрепляют к неподвижному предмету и своему пояску. Ткут, поворачивая дощечку и каждый раз прокидывают уточную нитку. Получается тонкая пестрая веревочка.




Лента не найдена