Основное меню





Красная пестрядь.

Оживленное время зарождения пестряди заметил этнограф Г.Т. Тимофеев (1878—1937), уроженец села Тюрлема нынешнего Козловского района, ученик И.Я. Яковлева. После окончания Симбирской чувашской школы молодой учитель был направлен в село Альшеево Буинского уезда. В своих этнографических зарисовках он подробно рассказал о жизни и занятиях жителей Алыиеева и ближайших селений. Написал и о ткачестве чувашей, о милых сердцу алылеевцев пестрядях. «У чуваша есть пестрядинная рубаха. Ее ткут из синей и белой ниток. Весной возле красильщиков стоит очень много женщин. В это время нитки красят. Как покрасят, так начинают ткать. Бывает пестрядь мужская и женская. Мужская пестрядь в долевую полоску, женская — в поперечную основу мужской пестряди пускают четыре синие, одну белую нитки, уток весь синий. В основе женской пестряди — восемь синих, одна белая, две нитки синие, одна белая, затем опять восемь синих, между узорами — одна белая нитка. Ткут так же, как расположены цвета в основе, и пестрядь получается с клетчатыми глазками. А если ту мужскую пестрядь с четырьмя синими и одной белой ткать так, как расположены нити основы, то холст получится в клетку. Такая ткань называется пестрядью с женским мелким узором.

А еще у чувашей есть домотканые красные рубахи и красные штаны. У красной рубахи (пестряди. — В.М.) порядочно всяких узоров. Две синие, две красные, уток такой же. Такую пестрядь называют «два синих — два красных». А еще четыре красных, две белых, снова четыре красных, две белых. Если такая пестрядь ткалась для мужчин, брали только красные нитки. Когда ткали пестрядь для женщин, то соблюдался порядок цветных нитей одинаковый и в основе и утке»16.

Красную пестрядь — «хёрлё улача» ткали также чуваши степной группы анатри. И надо ясно представить себе, что рубаху и штаны не потому называли красными, что сшиты из чисто красной материи, а потому, что в пестряди той присутствовал красный цвет.

Слово «улача» вошло в чувашский язык с татарского «алача». «Изготовление пестряди, возможно, заимствовано у татар, ибо оно появилось у степной подгруппы анатри, весьма тесно связанной в культурном отношении с татарами. Татары раньше перешли на пестрядь для пошива одежды, и от них, вероятно, научились этому чувашки, заимствовав пестрядь вместе с покроем рубашек с оборками», — говорится в книге «Чуваши. Этнографическое исследование».

Когда среди музейных экспонатов встречаешь ранние (XVIII — начало XIX вв.) белые рубахи с деталями, отделанными пестрядями из нелинючих ниток, невольно закрадывается мысль, что чуваши узнали пестрядь не в конце XIX в., а гораздо раньше.

Узоров пестряди было великое множество. В каждой деревне или небольшой их группе у мастериц были свои любимые узоры, своя манера цветового оформления. Однажды я, маленькая девчушка, увязалась с бабушкой и дедушкой на базар в Юхму. Долго ходили, устали от всего и уселись на свой возок. Дед пропадал у своих друзей — мишар, а мы от нечего делать смотрели на снующих мимо нас людей. «Вот эта, — тихонько ткнула меня бабушка, — вот эта с лесной стороны».

Она узнавала шемуршинских, тойсинских, тетюшских. «Откуда ты их всех знаешь?» — удивилась я. «Кто чей и откуда — можно узнать по их пестрядям», — улыбнулась бабушка. Это был урок географии пестрядей...

Узоры имели названия. Забываются они, как будто умелицы их уносят с собой, когда уходят в мир иной. Пока были живы ровесницы прошлого века, поспрашивала у них, поискала в полевых записях Моисея Спиридоновича. Вот они: клеточка — «шакмак», узор платья древней женщины — «авалхи хёрарам кёпи тёрри», узор с крупинками — «пёрчёк-лё тёрё», односторонний узор — «харах аякла тёрё», узор пяти челноков — «пилёк аса тёрри», узор с белым — «шурла», лесенка — «чикмек», мелкое клеймо — «вётё клеме», крупное клеймо — «шултра клеме», ложное клеймо — «суя клеме», рука Хвая — «Хавай алли», мелкий узор — «вёт хама тёрри», «йёлен», «ак ёнтё» «сарпинкке» (не переводимы).

Стоит ознакомиться с тем, как создавались основа и уток некоторых пестрядей. Для примера возьмем узор «мелкое клеймо». В селе Яншихово-Норваши Янтиковского района его называют «шарка клеме». Для основы и утка брали тонкие фабричные белые и красные нитки, ткали двумя челноками. Вот один раппорт узора, который должен повторяться по всей ширине ткани: 4 красные, 1 белая, 1 красная, 1 белая; ткут так же: прокидывают 4 красные, 1 белую, 1 красную, 1 белую. «Лесенка» подходила для холста на мужские рубахи: 6 красных, 2 синие, 6 красных, 2 белые, 2 синие, 2 белые и т.д. Уток: 6 красных, 2 синие, 6 красных, 2 синие и т.д.

«Узор с крапинками»: 1 белая, 4 красные, 1 белая, 4 красные и т.д. Уток такой же.

«Узор пяти челноков». Холсты с этим узором ткали из фабричных ниток: 6 зеленых, 4 желтые, 4 черные, 4 белые, 4 черные, 4 желтые, 6 зеленых, 14 красных. Уток такой же.

Крупные узоры шли на изделия из толстой пряжи — на подстилки, покрывала.




Лента не найдена