Основное меню





Выборное ткачество.

Браное ткачество, видимо, развивалось бурно. Глядя на белые сурбаны со сложнейшими красными узорами, которые так хороши, можно подумать, что чуваши теперешнего Кармаскалинского района Башкортостана остановились навечно на этой технике, А низовые чуваши пошли другим путем: концы сурбанов начали украшать многоцветными выборными узорами. Это сложно, выборный узор вряд ли можно выткать по тенеевски, без помощников.

На нем изображена деталь конца сурбана, вытканного в выборной технике. Сразу видно, что работа эта трудоемкая, требует знания законов цвета, красоты, терпения и, конечно, любви к этому делу.

Для основы и утка использована красная тонкая хлопчатобумажная нить. Все узоры сделаны на красном фоне. Этот огороженный пестрой оградой («чапар карта») узор — целая система ромбиков в ромбах, по ширине изделия он повторяется три раза. А между ними оставлено некое пространство, и кажется, что в этом сложном мире цвета достаточно воздуха. А красный фон, закрывая собой все пустоты, чувствует себя равноправным участником строительства узора.

Выборную ткань, как и браную, делали с помощью бральницы, прутиков, теми же способами, что и браный узор. Для узоров покупали крученые шелковые нитки, шерстяную фабричную пряжу. Батыревские мастерицы узор делали такой густой, что нигде не был заметен фон. Уже в соседних деревнях концы сурбанов, вытканные в три или пять узорных ярусов, были проще, гораздо скромнее, но изумительно красивые.

При стирке многоцветные концы могли запачкать белую часть сурбанов. Поэтому середина и концы ткались отдельно, а для стирки концы отпарывались, и все стиралось отдельно. Такие изделия называют пришитыми сурбанами — «сыпна сурпан».

Платок к сурбану — «сурпан тутри», «чапар тутар», «ула тутар» были подлинными произведениями искусства. Они были не намного уже самого сурбана. Это пестряди, клетки которых нередко заполнялись разноцветными розетками. На концах сиял ряд выборного узора из разноцветных шерстяных ниток. К концам сурбана пришивались куски вышитого тамбуром кумача, к нему — густая и длинная шелковая бахрома черного цвета. Так что вся спина женщины была в узорах. Ткали крупную и раз¬ноцветную пестрядь, а в ее ячейках размещали яркие цветки, как, например, на чувашском постельном занавесе Марии Павловны Илехметовой из села Исачкино Абдулинского района Оренбургской области (хранится в Чувашском национальном музее).

Первая мировая война помешала дальнейшему развитию этого искусства. Женщинам, на плечи которых легли трудности военного времени, было не до узорных тканей, они перестали носить сурбаны. Еще в 1920-е гг. на свадьбах проводили короткую церемонию надевания сурбана на молодуху. Ушла в историю и эта традиция. Что стало с изделиями, хранившимися в каждом сундуке? Из них шили фартуки, сумки, покрывала, делали подкладки к одежде. В Русском музее Санкт-Петербурга висит занавес со сцены колхозного клуба, сшитый из великолепных изделий народных мастериц — концов сурбанов.




Лента не найдена