Основное меню





Браное ткачество.

Часто его путают с вышивкой. И тут и там цветная нитка то опускается вниз, то поднимается вверх. Браный узор немного возвышается над тканью, на изнаночной стороне остаются углубления. Эта ткань двухуточная: нитки основы и утка белые, они создают саму ткань, цветная делает узор.

Браный узор делается с помощью дощечки — бральницы. Длина ее чуть больше ширины ткани, ширина 3—4 см, толщина 3—4 мм.

Браное ткачество знают многие народы России. Прекрасны ткани русского севера и юга, Татарстана, Удмуртии. В старину браными узорами украшали полотенца, покрывала, детали женского костюма.

Когда речь заходит о чувашских узорных тканях, вспоминаются старинные женские головные уборы — сурбаны и пестрые платки к ним. Сурбан был знаком замужней женщины. Как рассказывали художнику М.С. Спиридонову в селениях Батыревского и Яльчикского районов, в глубокую старину сурбан представлял собой кусок холста, длины которого хватало обернуть голову, опустить за спину, заткнуть за пояс. В XVIII в. концы сурбанов украшали вышивкой.

XIX в. внес немало изменений в костюм низовых и средненизовых чувашей. В середине века они занялись браным ткачеством. Концы сурбанов и другое начали украшать браным узором. Нитки красили растительными красками. Сурбаны ткались одним куском.

Что из себя представлял этот новый сурбан с браным узором? В Чувашском государственном художественном музее есть конец такого сурбана. Он принадлежал Агафье Харитоновне Гурьевой из села Алдиарово Янтиковского района. Основа ткани — белая фабричная пряжа, уток белый, на белых полосах расположен браный узор, расцвеченный прокидками цвета осенней зелени ниток. Три ряда красных узоров, фоновая нить белая. Красный узор на белом фоне виден издалека.

В этой композиции подкупает простота. Мастерица малыми средствами сумела сделать прекрасную вещь. Чувствуется, что она уже разобралась в особенностях браного узора. Видимо, А. Гурьева не мыслила себе конца сурбана без старинной вышивки. Она присоединила ее к браному узору, чтобы в конце сурбана не было пусто без вышивки. Все остальное — кусок кумача и кружева — как положено по традиции.

На рис. 15 детали предмета с браным узором. Внизу довольно широкая красная полоска, по середине пробегает цепочка белых и красных клеточек. Этот мелкий узор по-чувашски называют «вёт хама тёрри». По середине другой красной полосы прошел такой же бело-зеленый узор. Здесь, на этих полосах, он выступает самостоятельно, но может как разделить полосы, так и соединить две половинки. Большие узорные полосы часто начинаются и заканчиваются им. В нашем примере узоры «цыплячий глаз» и «лягушачьи лапки» тоже начинаются и заканчиваются мелким узором «вёт хама тёрри». Мастерица делает узорные строчки, ориентируясь на него.

В старину браный узор ткали вдвоем. Сделав несколько прокидок ниткой, мастерица брала в правую руку бральницу и начинала отделять нити основы: между четвертой и пятой нитками высовывает конец бральницы, через 4 нитки кладет 4 нитки на бральницу, 4 нитки пропускает, 4 нитки берет на бральницу и так до конца. Затем мастерица ставит бральницу на ребро и пододвигает к ремизкам, в новый зев прокидывает узорную нитку. Сидящая за ремизками помощница видит: как только бральница подошла к ремизкам, одни галева ремизок поднялись, а другие опустились. В образовавшийся узорный зев она вставляет заранее приготовленный прутик. Мастерица делает фоновую прокидку, велит помощнице поднять прутик, в новый зев прокладывает вторую узорную нитку.

В процессе тканья до половины узора фиксирующих узорный зев прутиков за ремизками набирается много. Зато делать вторую половину узора легче: мастерица не набирает на бральницу, помощница будет поднимать прутики по два раза, а мастерица прокидывать узорные и фоновые нити. Ненужные прутики по очереди вынимают.

Эти узоры хотя и не начинаются с мелкого узора доской, мастерица просит помощницу поднять прутик, фиксирующий его, и по нему набирает на бральницу первые строчки этих узоров. Браное ткачество увлекает и современных рукодельниц. В деревне Тенеево Янтиковского района М.Л. Терентьева показала свое полотенце.

— Браный узор! — вырвалось у меня. — Кто же помог выткать его?

— Кто же? Я сама ткала, одна. Дождись теперь помощницу, у всех свои дела. Есть у меня челнок, им вяжут рыболовные сети. На него наматываю цветную нитку, он же узор выбирает, нитка за челноком тянется. Вот и ткешь. Только мелкий узор я выбрала на доску.

В старину и у браных узоров были названия: гусиный караван — «кайак хур карта», гребешок — «тура шале», дощечка с зубьями — «шалла хама», цыплячий глаз — «чёпкуд», лягушачьи лапки — «шапа аллиури», ласточкин хвост — «чёкед хури», кошкина пятка — «кушак ура тупанё», бараний рог — «така майраки», кленовый лист — «вёрене дулди».




Лента не найдена