Основное меню





Кламбит.

Еще до Великой Отечественной войны, в 30-е гг., в южных районах республики во многих домах люди свои постели укрывали сине-белыми узорчатыми покрывалами. «Как тебе удалось такое выткать?» — спросила одну из владелиц. «Лет 25, а то и больше ему. Мама основу насновала и отдала татарину-красильщику, потом выткала белыми нитками, — ответила она. — Красивое было это покрывало, в деревне его называли "кламбит"».

«Свои особенности имеет ткань под названием "кламбит" (ткань, похожая на среднеазиатскую ткань "эдрес"). Для ее изготовления бралась хорошо обработанная золой, промытая, высушенная и нарезанная толстая кишка «карта», которой обертывали пучки нитей, оставляя промежутки. При опускании в краситель красились незащищенные места нитей. Из них ткали холст (полотняным переплетением) и шили женские платья "кламбит кулмэк"», — сообщает Ф.Ш. Сафина.

Не долог был век синей пестряди. В стране большими темпами развивался капитализм. В сельскую местность проникали фабричные ткани. Шли в деревню бязь, ситец, кумач, шелка, тонкая фабричная пряжа, химические краски. Но ручное домашнее ткачество еще надолго оставалось источником материалов для одежды чуваша. Место синей крашенины заняла многоцветная, сложная и в то же время простая пестроткань, пестрядь — «улача». Ее ткали из крашеных конопляных ниток, посконной пряжи. Для пестряди также с базара несли тонкую разноцветную фабричную нить.




Лента не найдена