«Колос полбы», «лучик солнца».
Елизаветы Сидоровны Индюковой из деревни Нюргечи давно уже нет в живых. Эту высокую и худенькую женщину, не умевшую ни минуты сидеть без дела, в деревне все называли Влисса инке. Красоту природы и человеческой жизни она, наверное, понимала по-своему: попробуй догадайся о чем она толкует. Так же иносказательно обо всем говорят узоры на ее ковре, ею же придуманные символы. Мы с Влисса иначе вдвоем стоим возле ковра. Сноха Христина Васильевна, может быть, хранит ее ковер.
— Вот этот узор — «ноги скамейки», — сказала Влисса инке и посмотрела мне в глаза, дескать, поняла ли я что-нибудь. — Семья у меня большая, я постаралась для всех ножки припасти, а скамейки будут...
Вот оно что: красные, синие, желтые, зеленые ножки, их на всех хватит. Узор со смыслом!
—А это цветы. Не надо зря их рвать, они ведь как дети, грех ломать жизнь!
Следующая узорная полоса: на всю ширину ковра выткан «колос полбы».
— Была бы на столе чашка полбяной каши и в ней глазок из горячего и жирного шурпе (бульона) — что еще нужно человеку?
В какое-то утро Влисса инке в Малой Буле видела как в тихую заводь упал лучик солнца. Упал и сломался, в воде стало два солнца,.. Эта красота перешла на ковер.
Ткань ковра одноуточная. Основа сероватая, а роль утка исполняют те же цветные нитки, которыми вытканы узорные яруса. Технику эту называют закладной. Поверхность ткани ровная, гладкая, рисунок выявляется только цветом. И нет никаких приспособлений вроде бральницы, даже челнок не нужен: цветные нитки вводят в зев пальцами рук. Получается узорное полотно.
— Между одним и другим цветом зазоров не будет?
— Зазоры бывают, иной раз их нарочно делают, чтобы цвет от цвета разделить четко. Хочешь сделать без зазоров — выбери одну крайнюю нитку, за нее цепляй нитки обоих цветов, — советует мастер.
Материал она использовала подручный: толстоватые серые нитки в основе, цветные нитки такой же толщины. Снуют, пробирают основу в ремизки и бердо как обычно. Только вся площадь ткани ткется отдельными участками, каждый своим цветом, своим концом нити. Если всматриваться в этот ковер, нетрудно представить себе, какое множество концов ниток по ширине ткани бывает в более сложных узорах. Все это надо суметь безошибочно вложить в ткань. Такова эта древняя трудоемкая техника.
— Долго, наверное, ткала? осторожно спрашиваю я.
— Где ты видела, чтобы хорошее да скоро ткалось? — вопросом на вопрос ответила Влисса инке.
До сих пор так никто и не взялся хоть сколько-нибудь облегчить выработку закладных тканей...