Круглый поясок.
В монографии профессора Н.В. Никольского есть описание прибора для вязания пояса — «пидиххи дыхмалли». Этим старинным рукоделием занимались и в прошлые века, нередко занимаются и теперь. Времена менялись. Если раньше устройство для вязания пояса представлял собой полый кусок дерева с петельками, то в настоящее время используют катушки из-под швейных ниток. На краешек отверстия канала катушки прибивают четыре маленьких гвоздя (до шляпки 7—8 мм), зачищают внутри канала, и прибор готов. Чем меньше диаметр канала катушки, тем тоньше получается шнурок, которым лет 20 назад украшали вязаные теплые вещи. Гвозди, конечно, прибивают так, чтобы концы их не выходили во внутрь канала или наружу, они имеют обыкновение цеплять нитку и ранить руку. Пояски вяжут на специально для этого сделанном приборе. Это кусок круглого дерева с каналом внутри, диаметр его до 8 мм.
Мастерица вдевает нитку в канал прибора, конец нитки прижимает мизинцем левой руки. Правой рукой берет нитку и делает начальные петли вязания: подходит слева к первому гвоздю, обходит его с левой стороны и подходит ко второму гвоздю, к третьему, обойдя четвертый гвоздь, нитку зажимает большим и указательным пальцами левой руки, немного повернув прибор, нитку кладет на первый гвоздь, чуть выше начальной петли. Мастерица кончиком иглы или спицы поднимает начальную петлю, проносит над рабочей ниткой и надевает на шляпку гвоздя; чуть повернув в прибор» спицей поднимает начальную петлю со второго гвоздя, через рабочую нитку надевает на шляпку гвоздя и т. д. «Вяжешь, вяжешь, даже вспотеешь, — смеются дети. — Вдруг внизу, около мизинца увидишь кончик пояса!» Сколько радости! Из одних только перекидываний петель через рабочую нитку на шляпку гвоздя получается круглый, полый внутри поясок. В конце работы петли снимают с гвоздей на спицы, вяжут по две вместе и заканчивают.
Пояса вытканы, сплетены, связаны, остается украсить их концы соответствующими кистями. В давние времена кисти и бахрома в украшениях имели большое значение. Богатая конская сбруя украшалась кожаными кистями и бахромой. Вокруг верхушки хушпу сверкали бисерные подвески и издавали серебряный звон, касаясь монет. Чуваш сравнивал кисти с горючими слезами.
«Ярапа», «шерепе», «моркка», «муркка» — слова одного значения — кисть, кисточка. Свои многоцветные и широкие пояса верховые чуваши украшали кистями из шелка. Нитки нарезались и крепко завязывались в конце пояса.
У пояса к шюльгеме на концах по две кисточки, похожие на фигурки в юбке и кофте. Мастерица сильно скручивала нитки, нанизывала белый бисер, сколько потребуется на одну кисть. Заготовку будущей кисти она вязала, как вязала ремизки, с помощью доски, при каждом обороте вокруг доски в петлю продвигала по одной бисеринке. Точно так же вязала на узкой дощечке верхнюю половину заготовки. В начале кисти вдевали по две-три крупные бусины, жемчужины.
К пояскам, тканым на дощечках, пришивались кисти в четыре яруса, по 16 небольших кисточек с белыми бисеринками на конце каждой ниточки.
Хороши были бы бисерные кисти. Но они тяжелы, не способны расширяться колоколом. Тогда мастерицы из остатков разноцветной шерстяной пряжи делали небольшие помпоны, шарики. На ту же нитку, которой перевязывался шарик, в определенном порядке нанизывались одна большая бусина, красные, зеленые, желтые, черные, синие бисеринки. Таких ниток с шариками и бисером заготовляли довольно много, прикрепляли к пояску. Узелок или место пришива маскировали двумя хорошими помпончиками.
Иногда встречается поясок с кисточкой из крученого шелка. На него весело смотреть, потому что в конец каждой ниточки кисти прикреплены крошечные кисточки в один сантиметр длины. Их называют «ялавла ярапа». Разноцветные ниточки на концах кистей назывались флагами.
Вязали кисти для поясов челноком для сетей. В середину пояса пришивался хорошенький лоскуток, сшитый вроде нижней юбки, а сверху надевали вязаную сетку с флагами в каждой нижней ячейке.